arox_x (arox_x) wrote,
arox_x
arox_x

Category:

Праздник, который всегда


— Танкер нефтеналивной
К пристани стоит спиной…
Страшная сказка

Давным-давно, 5 июля 2020, вся прогрессивная общественность отмечала День работников морского и речного флота, который весь цивилизованный мир празднует в первое воскресенье июля. А если кто не празднует – тот москаль наверняка празднует что-то другое. Например, День ВМФ. Не бывает в этом вопросе равнодушных.
Про морской флот, значит.
Как известно из мультфильма «В порту» 1975 года, работа всех танкеров, лесовозов, буксиров и турецких пароходов тесно связана с пионерами, кранами, внутрипортовым транспортом, а также акваторией и множеством разнообразных причалов.
Ну а для тех, кто как я с детства этот мультик не переваривает, есть «Кодекс торгового мореплавания РФ», ФЗ 261 «О морских портах», Техрегламент «О безопасности объектов морского транспорта» и приказ Минтранса №475, где тоже довольно подробно перечислено всё, что относится к морским перевозкам, флоту и портам. Но уже без поющих дельфинов.
Вот в день праздника стало интересно: как у нас обстоят дела с тем, чтобы работникам морского флота было куда причалить в процессе их работы, чтобы еще немного поработать? Увеличивается ли надой длина причального фронта в стране?
Все слышали в «нулевых» годах слова типа Усть-Луга, Приморск, Восточный, Сахалин, Морской фасад Петербурга, паром в Усть-Луга-Балтийск-Германия, Лукойл-II, Козьмино (который буфетчица проектировала (с) gruppman).
А был ли прирост в течение последних 10 лет?


Посмотрел ресурсы типа rosmorport.ru (ну а кто лучше Росморпорта знает, что у нас (у них) с причалами творится), morflot.gov.ru с их Реестром морских портов, bsamp.ru, portsup.com, korabel.ru, sudostroenie.info, russianports.ru (ЕСИМО), neftegaz.ru, energybase.ru, госзакупки, сайты действующих портов, ведущих проектировщиков и крупных заказчиков. Ну и sdelanounas.ru и wiki тоже имеют место быть.
И составил список новых морских причалов.

Само собой, во всех действующих портах ведутся работы по ремонту, реконструкции, модернизации существующих причалов, вплоть до полного обновления. Прямо жаль было некоторые не учитывать. Игнорировал также рейдовые стоянки, средства СНО, развитие акваторий и водных подходов, обновление берегозащиты, хотя все это тоже гвоздь в мельницу мировому империализму. Бумажные прожекты тоже пока оставил в покое.
Для справки попутно попытался выяснить, кто являлся проектировщиком-гидротехником новых причалов. Часто в одном объекте перечисляется много проектных контор, но это ведь не значит, что все инженеры страны склонялись над одним чертежом в и позе врачебного консилиума вместе думали, как нанести больше пользы Родине. Просто объект от замысла до завершения строительства проходит много разных стадий проектирования. Весь цикл от первых набросков до проектной документации, а затем рабочие чертежи и сопровождение строительства могут вести разные конторы. В соответствии с красивым старинным обычаем, всех разработчиков предыдущих стадий следующие авторы назначают идиотами, потом строители считают идиотами проектировщиков (и это взаимно), а затем служба эксплуатации окончательно ставит штамп уже абсолютно на всех участниках без разбора. А потом приходит Gruppman Ну или внутри объекта бывает несколько объектов поменьше, их тоже могут делать разные проектные институты, под обложкой одного генпроектировщика или по разным конкурсам. Рука рынка.
Хоть с примечаниями уже перебор, уточню, что не всегда открытие причала или там прием первого судна – это прямо начало полезной эксплуатации терминала. Может быть дноуглубление не доделано, могут конвейеры или краны не работать. Но - перерезали ленточку, перегрузили пару ведер нефти вручную – и можно банкет с оркестром! Но даже полное введение в эксплуатацию не гарантирует использование причала по назначению. Со временем меняются грузопотоки, меняются владельцы, санкции всякие, нефть-газ вдруг попадают в новости. Бывает. Поэтому тут не филиал выставки победных достижений, а просто перечень построенных или строящихся причалов, и чтоб фото-пруф был.

Тост I
Балтийский бассейн


Порт Калининград
На 2019 год в порту 106 причалов общей длиной 16 546 м
В апреле 2011 построен пирс длиной 170 м для Государственной резиденции РФ в г. Пионерский. Проектировщик – Балтморпроект.

В августе 2011 года введен в эксплуатацию пирс длиной 40 м, предназначенный для обслуживания АРТП 2 (автоматический радиотехнический пост).

В октябре 2013 года в пос. Волочаевское завершено строительство второй очереди (три причала) производственного терминального комплекса ГК «Содружество-СОЯ» по переработке маслосодержащих культур. Всего в комплексе пять причалов, общей протяженностью 1200 метров, проектной мощностью по перевалке 2 млн тонн грузов в год. Проектировщики Ленморниипроект, Балтморпроект, Морстройтехнология.

8 января 2019 года в Калининградской области введены в эксплуатацию терминал Газпрома по приему газа и плавучая регазификационная установка «Маршал Василевский».
Длина волнолома примерно 600 м, длиной причала указаны 125.5 м, но это скорее ширина технологической площадки с отбойными палами. Если считать по швартовным устройствам - около 390 м. Проектировщики оградительного сооружения (волнолома) – ГТ Морстрой, причала - Ленморниипроект.


Вот тут видно, что швартовные устройства расположены вдоль всей центральной части волнолома. А она имеет длину 400 м.

К сожалению, в связи с серией штормов и коррупционным скандалом в 2019 осталось незавершенным строительство международного пассажирского морского терминала для приема круизных и грузопассажирских судов с яхтенной мариной в районе г. Пионерский. Предполагалось строительство километра (~1080 м) нового причального фронта, не считая существующих причалов внутри гавани. Плюс продолжение существующего оградительного мола еще на ~700 м. Но вроде часть причалов все-таки построена, а с этого года планируется возобновление постройки мола с круизными и грузопассажирскими причалами. Проектировщики – Морстройтехнология, Мортрансниипроект, а продолжать проект будет ГТ Север.


Большой порт Санкт-Петербург
На 2019 год в порту 149 причалов общей длиной 21 854 м
В декабре 2015 года введена в эксплуатацию первая очередь многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка» в морском порту Большой порт Санкт-Петербург. Незадолго до этого состоялись первая швартовка и первая перегрузка на железную дорогу. В июне 2016 года введена в эксплуатацию первая очередь построенного подходного канала и акватории комплекса «Бронка». В июне 2017 года введена в эксплуатацию вторая очередь построенного подходного канала и акватории комплекса «Бронка». Теперь причальный фронт комплекса «Бронка» общей длиной 1430 м предназначен для приема судов с максимальной длиной до 347 м, шириной до 50 м и осадкой до 13 м. Проектировщик – ГТ Морстрой, а ремонт стенки после тарана контейнеровозом уже придумывал Балтморпроект.
На сайте комплекса и на их страничке в Инсте много крутых фото.


...но вот эта картинка интересна еще и тем, что относится не только к Бронке. В июне 2017 в порту состоялась церемония имянаречения арктического танкера-газовоза «Кристоф де Маржери», работающего в Сабетте.

В октябре 2018 года введен в эксплуатацию построенный причальный комплекс для отстоя ледокольного флота в морском порту Большой порт-Санкт-Петербург. В ходе работ были построены:
- причал 89 с длиной причальной стенки 546 м и отметкой дна у причала - 12 метров, предназначенный для стоянки восьми ледоколов;
- причал 90 с открылком с длиной причальной стенки 243 м и отметкой дна у причала -7 метров, предназначенный для стоянки четырех ледоколов;
Еще остался недостроенным причал 88 и не образована вся территория, но это, наверное, временно. Проектировщик – ГТ Морстрой.


Пассажирский порт Санкт-Петербург "Морской фасад"

В 2017 - 7 причалов длиной 2 171 м

Первые два причала (№6 и №7) были построены в 2008, затем еще три в 2010. Строительство порта было завершено в 2011 с введением в строй двух последних причалов (№1 и №2) длиной 593 м и площадки с двумя пандусами габаритом 34х70 м. 27 мая 2011 года, в день города Санкт-Петербурга состоялась торжественная церемония передачи первого и единственного на Северо-Западе России специализированного Пассажирского порта Санкт-Петербург «Морской фасад» городу.
На переднем плане причал №1.



Порт Усть-Луга
На 2019 год в порту 38 причалов общей длиной 7 303 м
В декабре 2011 года введены в эксплуатацию 2 причала и западная рампа 1-й очереди многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2». До этого терминал работал в режиме опытной эксплуатации. Завершение работ позволило создать современный терминал, способный переваливать широкий спектр грузов: накатных грузов, в том числе новых легковых автомобилей, контейнерных, генеральных грузов.
В 2017 на терминале грузили трубы для «Турецкого потока». А в 2018 – начали переваливать уголь.
Всего в составе МПК «Юг-2» (с 2019 Новые Коммунальные Технологии, грустная история) пять причалов общей длиной 1 041 м.
Проектировщик комплекса – ГТ Морстрой.

На фото та самая опытная эксплуатация, новых причалов с рампой еще нет (будут слева), только образован земельный участок.

А вот так выглядит уже полный комплект причалов.

В декабре 2011 года введена в эксплуатацию первая очередь морского терминала «Усть-Лужский контейнерный терминал» (УЛКТ), предназначенного для отгрузки контейнеров, рефконтейнеров, проектной мощностью 10 млн. тонн. В состав терминала входят два причала общей длиной 440 м. Проектировщики – ГТ Морстрой генпроектировщик и автор проекта, Морстройтехнология – разрабочкик рабочих чертежей причалов.

В том же декабре 2011 в районе деревни Вистино в Усть-Луге введена в эксплуатацию первая очередь построенного нового морского терминала «ОАО «Новая Гавань», предназначенная для погрузки на суда накатным способом легковых автомобилей и накатных грузов, проектной мощностью 2,5 млн. тонн в год. Длина причала №1 - 150 м, а всего длина причального фронта (с рампой и причалом портофлота) 199.5 м.
Проектировщик – Морстройтехнология.

В 2020 причал используется под складирование материалов для строительства пирса нового терминала минудобрений «Ультрамар» в районе Вистино и причалов «Новотранс», ближе к основному порту. А на фото – подход первого в истории нового терминала судна с автомобилями.

Там  же, в Вистино, были планы строительства нефтеналивного терминала «Северо-Западного Альянса», но проект ГТ Морстрой так и остался на бумаге.

В апреле 2012 года в режиме опытной эксплуатации введен в эксплуатацию причал № 1 комплекса наливных грузов, предназначенный для отгрузки нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, мазут), проектной мощностью 4,5 млн. тонн. В мае 2012 года завершено строительство причала № 3, проектной мощностью 6 млн тонн. Причал № 2 был построен раньше, еще в 2010, как часть 1 очереди строительства.
Всего у «Усть-Луга Ойл» 4 причала: причал №1 имеет длину 286.5 м, причал №2 – 290 м, причал №3 - 336.70 м и вспомогательный причал (базы МСП) имеет длину 150 м, итого длина причального фронта – 1 063 м. НИПИ ИнжГео – генпроектировщик, Балтморпроект – проектировщик причалов.


В мае 2012 года введен в эксплуатацию «Усть-Лужский бункеровочный комплекс», который является конечной точкой нефтепровода «Балтийская трубопроводная система II» (БТС-2), предназначенный для погрузки наливом на суда нефти и нефтепродуктов, проектной мощностью 38 млн. тонн в год.
А в сентябре 2012 года введены в эксплуатацию наливные причалы № 4 и №5 (Невская Трубопроводная компания), предназначенные для отгрузки нефтепродуктов. Длины причалов 310.5 м и 314.5 м. До этого причалы находились в режиме опытной эксплуатации: причал №4 с декабря 2011, причал №5 с февраля 2012.
Проектировщики: Гипротрубопровод – генпроектировщик, 23 ГМПИ - автор причальных стенок, а документацию по достройке верхнего строения под технологическое оборудование разрабатывал Балтморпроект.

В июне 2013 года в морском порту введен в эксплуатацию комплекс по переработке сжиженных углеводородных газов (КСУГ Сибур - Портэнерго) в составе 2 причалов суммарной проектной мощностью 4 млн тонн в том числе, по перевалке сжиженных углеводородных газов в объеме 1,5 млн тонн в год и светлых нефтепродуктов в объеме 2,5 млн тонн. Длина причалов - 453 м. Генпроектировщик – ГТ Морстрой, он же автор причалов, а за технологическую часть отвечал НИПИгазпереработка.


В 2013 году введен в эксплуатацию Комплекс по фракционированию и перевалке стабильного газового конденсата (Новатэк–Усть-Луга), который позволяет перерабатывать стабильный газовый конденсат в легкую и тяжелую нафту, керосин, дизельную фракцию и компонент судового топлива (мазут) и отгружать готовую продукцию на экспорт морским транспортом, проектный грузооборот 6 млн т. Построено 2 причала общей длиной 544 м. Проектировщик – Балтморпроект.

В октябре 2013 года в морском порту введен в эксплуатацию морской терминал (Стивидорно-судоходная компания, ранее Трансбункер-Вистино) в составе причала длиной 38,4 м, предназначенного для перегрузки, хранения и складирования нефти и продуктов ее переработки, проектной мощностью 240 тыс. тонн/год. Терминал находится в Новой гавани Ручьи и представляет собой причальное сооружение с танкером-накопителем «Белуга».
Тут тоже длиной причала названа ширина технологической площадки. По крайним тумбам длина причала - около 120 м.


Обещал только причалы, но все-таки люблю молы и тетраподы:
В марте 2015 года введено в эксплуатацию ограждающее гидротехническое сооружение (берегоукрепление) южной части территории базы обеспечивающего флота в морском порту Усть-Луга, предназначенное для защиты территории строящейся базы обеспечивающего флота в морском порту от размыва при дальнейшем производстве дноуглубительных работ в рамках реализации проекта по формированию акватории «Южного района» морского порта Усть-Луга. Проектировщик ГТ Морстрой.
Но это еще не тетраподы. Настоящие тетраподы лежат вот тут:
В декабре 2015 года введен в эксплуатацию участок № 1 Портового оградительного сооружения акватории Южного района, предназначенного для защиты акваторий контейнерного терминала, комплекса по перегрузке сжиженных углеводородных газов, многопрофильного перегрузочного комплекса «ЮГ-2» и автомобильно-железнодорожного паромного комплекса от воздействия льда, наносов и волнения. Длина участка – чуть более километра (1 057 м). Проектировщик – ГТ Морстрой.


Второй участок Портового оградительного сооружения акватории Южного района длиной 1 293 м построен уже без применения тетраподов, но выглядит вполне железобетонно и даже уже немного ржаво. Введен в эксплуатацию в декабре 2018. Всего длина волнолома (а это волнолом - оградительное сооружение без соединения с берегом) получилась 2 350 м. Проектировщик – ГТ Морстрой.

В 2019 в Усть-Луге начато строительство терминала мин удобрений и железорудного сырья «Ультрамар» в районе Вистино. В июне 2020 начато строительство пирса. Длина причальной стенки первой очереди около 330 м, с перспективой удлинения во вторую очередь; длина двустороннего пирса 280 м. Таким образом, сейчас строятся первые 890 м причального фронта (три причала), а в планах на будущее 6 причалов длиной 1300 м. Но это пока на бумаге. Проектировщик ГТ Морстрой.
Пока выглядит так:

В том же 2019 начато строительство многофункционального терминального комплекса Lugaport "Новотранс". В июне 2020 после строительства берегоукреплений общей длиной около 1 600 м завершены работы по созданию искусственных земельных участков (ИЗУ). Затем последует создание причалов по перевалке зерна, пищевых грузов, а также генеральных и навалочных грузов. Общая длина причального фронта универсального комплекса почти 1.5 км. Проектировщик – ГТ Морстрой.

А тут на фоне новой территории виден угол терминала Еврохима.

Терминал мин удобрений «Еврохим» начали строить еще в 2010, но после создания земельного участка возникла долгая пауза.
Проектировщик берегоукрепления и образования территории намывом – Балтморпроект. Примерно с 2018 начали планировать возобновление строительства терминала с двумя причалами. Новый проект прошел Государственную экспертизу в 2020. Длина причала №1 планируется 280 м, причала №2 - 290 м. Проектировщик – Морстройтехнология.

Пока пейзаж выглядит так, немного скучновато:



Здесь на переднем плане еще одна «заброшенка», надеюсь тоже временная – причалы Балтийского металлургического терминала (БМТ). Проектировщик лицевой стенки и образования территории – Балтморпроект, автор частично построенного в 2011 оголовка - Морстройтехнология.


Порт Высоцк
На 2017 год в порту было 8 причалов общей длиной 1 704 м.
В апреле 2019 в Высоцке начал работу новый завод по производству СПГ – Криогаз-Высоцк (Новатэк) мощностью 660 тыс. тонн в год, и состоялась первая отгрузка газа на его новом морском терминале. Терминал включает в себя грузовой причал длиной 235 м, а также причал бункеровщиков и портофлота длиной около 200 м. Проектировщик причалов – Морстройтехнология.
По изначальному замыслу предполагались поставки газа на внутренний российскй рынок, рынки Балтики, Скандинавии и Северо-Западной Европы, а также заправка судов-бункеровщиков и реализация СПГ как моторного топлива.

Для церемонии открытия на причале бункеровщиков были построены шатры, которые из космоса выглядят как наш ответ Маску - настоящий Луна-парк тренировочный макет лунной или марсианской базы. Как тебе такое, Элон?


Порт Выборг
На 2015 год в порту было 7 причалов общей длиной 903 м. Потом вроде пару вывели из эксплуатации за ветхость и ненадежность.
В Выборгском районе Ленинградской области, на северо-восточном побережье Финского залива, между бухтами Портовая и Дальняя «Газпром» с 2017 года ведет строительство «Комплекса по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа в районе КС «Портовая» (КСПГ).
КСПГ — это комплекс, предназначенный для приема сырьевого газа, подготовки его к сжижению, сжижения природного газа, хранения СПГ и отгрузки СПГ на суда-газовозы. Как и про Криогаз-Высоцк пишут, что одна из задач – транспортировка газа на плавучий регазификационный терминал, расположенный в районе Калининграда (уже построен, см выше).
Объект, как видно из названия, расположен в районе компрессорной станции «Портовая», которая обеспечивает подачу газа в магистральный газопровод Северный поток. Излишки газа из газопровода и резервы КС предполагается использовать для работы нового завода СПГ.  Проектная мощность морского отгрузочного терминала – до 2.0 млн.т. В июне 2020 началась пусконаладка завода СПГ. Длина причала по крайним палам - 400 м, длина оградительного мола - около 550 м. Проектировщик морской части - ГТ Морстрой.



При этом еще в бухте Дальняя реконструируется существующий причал, чтобы стать базой портофлота для нового терминала, с длиной причальной линии 436 м.

Из крупного на Балтике, кажется, всё перечислил.
Итого получается, что балтийские причалы
(молы и волноломы не плюсовал) за 10 лет удлинились примерно на 9 км. Цифра не совсем точная, туда включились несколько причалов, введенных в эксплуатацию немного раньше. И еще около 5 км причального фронта находится в той или иной стадии строительства. По справочным данным, в 2017-2019 (получается, что уже с учетом большей части этих 9 км) общая длина причалов в Балтийском бассейне была около 50.5 км. Прирост, мне кажется, очевиден. И это еще не считая планов по развитию Приморска или Высоцка.
Похоже, морякам-балтийцам действительно есть, что отметить.

Skål!

Продолжение путешествия «Октябрята по стране Октября» следует…
Tags: Гидротехника, История с Географией, Море, Санкт-Петербург, всё пропьем, порт Бронка, причалы, специализированный причал
Subscribe

  • От дракара до крейсера

    - Вместо эпиграфа: В качестве темы память каким-то образом подкинула название детской книжки. А на второй обложке - краткое содержание заметки…

  • Ничто не предвещало

    - Ночью бойся вора, а днем - военного шофера Дембельский альбом Говорят, сегодня День военного автомобилиста! В мои-то годы такого не было.…

  • ... плюс электрификация всей страны

    Решил разместить отдельно, чтоб часть под кат убрать. Это длинный комментарий к рассказу " Конец всему Голова" тов…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments