arox_x (arox_x) wrote,
arox_x
arox_x

Category:

Монументо в море


А памятник Толстому - почему?
Музей шансона

В наше время хорошо известны тетраподы в Мариуполе. Разрисованные разными художниками и расставленные повсеместно, они прославили город в интернете, став практически неформальными символами города.


Еще больше красоты в заметке "Некоторые памятники настолько суровы, что гадят на голубей"
Но это все-таки арт-объекты, вид современной городской скульптуры. А в мире есть места, где тетраподы установлены именно как памятники: строителям, историческим событиям, новым сооружениям в районе, а также в целом гидротехническому строительству, повышающему безопасность береговой полосы и ее жителей.

Это пролог, дальше будут главы I-XII с эпилогом, но не все одновременно))



I
Наверное, наиболее интересным с точки зрения памятников и их истории является американский город Кресент-сити (Crescent City) в Калифорнии.
Wiki Crescent City


Именно в этом городе при реконструкции и удлинении внешнего каменного оградительного мола 1920 года постройки американскими военными инженерами из US Army Corps of Engineers (USACE) были исследованы и применены новые бетонные фасонные блоки под названием «тетрапод», запатентованные в 1950 году французской фирмой SOGREAH (авторы - Pierre Danel и Paul Anglès d'Auriac). А в 1956 тетраподы были запатентованы и в США.
Это был первый объект в США и всего пятый в мире, где были применены тетраподы в морском строительстве. До этого были:

  1. Защита голов молов морского водозабора теплоэлектростанции в Касабланке, Марокко

  2. Защита намыва территории (берегоукрепление 800м) в Суссе, Тунис

  3. Удлинение на 200 м главного мола гавани в Сафи, Марокко

  4. Строительство мола и защита расширения аэропорта в Ронготай, Новая Зеландия

Работы по проектированию и строительству мола велись в 1952-1957 годах.  И в честь окончания строительства на Front Street был установлен 25-тонный тетрапод.


Любопытной особенностью памятника является то, что он стоит в стороне от постамента. Причина этому – Великое Аляскинское землетрясение 1964 г, когда часть города была разрушена четырьмя волнами цунами высотой до 75 футов (~23 м). Они же и подвинули памятник.
Wiki 1964 Alaska earthquake



UPD: высота цунами в районе Калифорнии была пониже, около 21 фута - 6,4м:


Частичные повреждения мола и ремонты в течение 1957-1963 показали, что тетраподы 25 т не всегда устойчивы (в штормах этого периода были зарегистрированы волны 6-10м), и в 1974 году тоже после ряда исследований при усилении внешнего мола и удлинении внутреннего мола были использованы другие фасонные блоки - 40-тонные долосы, изобретенные и примененные впервые в Южной Африке в 1963 году. Долосы тоже имеют свою историю и широкую географию. Интересно, что форма осталась незапатентованной.
Wiki Dolos
Долосы были без армирования, и в сильном шторме 1983 года часть из них была повреждена. Поэтому дальше в 1986 году были проведены ремонтные работы с долосами, армированными фиброй, а для всяких научно-практических задач на откосе были установлены 20 специальных долосов с датчиками.
Тут видно защищенные ржавыми доспехами кабели, оставшиеся от бесчеловечных экспериментов с долосами:


Конечно же, после стольких страданий долосы были удостоены отдельного памятника.




Не знаю, когда именно был установлен этот памятник долосу, в 1974 или в 1986. На табличке указано новое общее количество 768 шт. Но все-таки думаю, что сразу в 1974. Потому что на старом тетраподе ведь тоже было много чего написано))


Не так давно, хотя оказывается уже 9 лет прошло, городская гавань снова пострадала в результате цунами, вызванного печально известным землетрясением 11 марта 2011 года в Японии. Но волны 8 футов (2,4 м), конечно, не были столь разрушительными, как в 1964.


Еще один калифорнийский городок, прямо в процессе



II
Другая точка Калифорнии – залив Гумбольдта (Humboldt Bay) и город Юрика/Эврика (Eureca).
Здесь вход в залив защищен двумя параллельными молами, Северным и Южным.


Исторически параллельные молы назывались по-французски jettee (изначально - намытая коса, затем насыпные дамбы), слово потом перекочевало и в другие языки. В русском термин «жете» применялся до XX века, потом пропал. В англоязычных странах осталось Jetty, хотя и в более широком смысле: коса, шпора, выносной пирс, направляющая стенка у входа в шлюз и т.д.
Britannica - jetty
Молы были построены в 1889 году, и с тех пор шло постоянное соревнование инженеров с природой: течениями, приливными явлениями, штормовыми волнами и связанными с этими явлениями эрозией берегов и повреждениями сооружений. Даты ремонтов говорят сами за себя: 1911, 1927, 1932, 1939, 1950, 1957, 1963, 1971, 1988, 1995. В 1972 году для усиления молов было произведено 4796 долосов. Как пишут «4795 были уложены в дело, а один был установлен возле Торговой палаты Эврики».


В 1983 году было изготовлено еще 1 000 долосов и оставлено в резерве для ремонта. Местные газеты назвали временный склад "Стоунхенджем Гумбольдта". Со временем запас пригодился: уже в 1985 году 450 шт было уложено в Северный мол. Интересно, что в 1977 Американское общество инженеров-строителей (ASCE) назвало молы историческим памятником, а в 1981 им присвоен статус Национального исторического памятника гражданского строительства. При этом инспекциями занимаются не гражданские, а USACE. Судя по результатам мониторинга, как и для любого сложного гидротехнического сооружения работа на этом не закончена, впереди еще много «диалога с природой».
Ну а мемориальный долос с табличкой «Этот долос весом 42 тонны, 1 972-й из 4 796, отлитый компанией Umpqua River Navigation для реконструкции молов залива Гумбольдта, посвящен мореплавателям Гумбольдта - в прошлом, настоящем и будущем. От 28 декабря 1972 г.» продолжает стоять. Правда ни у какой не Торговой палаты, а в кустах возле боулинг-клуба.


Следует отметить, что разночтения в тоннаже изделий в доступных источниках информации (22,6 и 25 т, 40 и 42 т, 45,4 и 50 т) вызваны иногда разными системами измерений (метрические и «короткие» тонны - англичане с американцами, как всегда), а иногда разной плотностью бетона. Это здесь не принципиально, да и вообще коэффициенты запаса при расчетах – маст хэв!

III
Коль уж начал про долосы, то уважают и любят эти блоки и на их на родине, в Южной Африке. Любят и считают своим национальным достижением, наравне с системой электронного бронирования билетов Computicket, клеем Pratley Putty (побывавшем в космосе на Аполло-11), хирургией сетчатки глаза, первой в мире пересадкой сердца, заводом по переработке угля в синтетическое топливо, умными девайсами для крикета и гольфа, сортом винограда Пинотаж, системой отпугивания акул. В общем, очень сильно любят и гордятся. Если что, Элон Маск тоже оттуда (1971).
Примерно 26 500 долосов массой 30 т было уложено в 2002-2006 годах в 2.6 -километровый восточный и 1.3-километровый западный оградительные молы порта Нг… Нк … в общем port of Ngqura в промышленном районе Coega, недалеко от Порт-Элизабет.


Судя по фото, этот памятный долос, раскрашенный в цвета национального флага, изначально стоял на полигоне для изготовления долосов, но сейчас там чистый пляж.


Новое место установки не нашел, но надеюсь, его не выбросили (30 т годного бетона  все-таки!), а перенесли куда-нибудь ближе к администрации порта. Судя по этому фото, все-таки где-то стоит:


А маленькие долосы бегают по торговым центрам. Всё, как у людей))


Авторы многих статей восторженно пишут, что на молу в Coega применены самые большие долосы мира.
Конечно же, нет, покуда в мире существует Япония.
Пруф про Японию


IV
Разумеется, мемориальный долос стоит и непосредственно в месте изобретения и первого применения - East London Harbour, в той же Южной Африке.


Именно оттуда они после изобретения в 1963 году и строительства нового мола «пошли» по всему миру, включая, Японию, США, Китай, Исландию и другие страны.
Как писал выше, самые крупные долосы – у японцев. В 2005 году 80-тонные железобетонные «костяшки» применили в сооружениях порта Хососима (Hososhima). А уж 50-тонная мелочевка используется в этой удивительной стране еще с 80-х годов прошлого века.
Собственно памятник:


Табличка с простым текстом


Немного об авторе
Eric Mowbray Merrifield
Немного о том, что возможно у автора был помощник
Aubrey Kruger
Собственно, о них же в Вики
Wiki - Dolos
В любом случае, в соответствии с традицией мемориал расположен в кустах




продолжение следует...

I-IV
V-VIII
IX-Эпилог
Tags: Берегозащита, Бетон-железобетон, Гидротехника, История с Географией, Оградительные сооружения, Тетраподы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments