arox_x (arox_x) wrote,
arox_x
arox_x

Category:

Литературные чтения

- Скажите государю, что у англичанъ ружья кирпичомъ не чистятъ
Лесков Н.С. 1881

В честь Дня строителя вспомнилось, как когда-то в прошлой жизни съездил в Ливерпуль на конференцию Coasts, Marine structures and Breakwaters (переводится примерно как "всё, что я люблю")), проводимую ICE раз в четыре года. ICE (Institution of Civil Engineers) - это двести лет традиций, всемирно известные имена, фиш-н-чипс, чай, ужасная погода, мэри поппинс, в общем, Англия.

Ну и вот вспомнился доклад одного из местных светил - William Allsop - про строительство двух гаваней на Нормандских островах в 19 веке. Alderney and Jersey "harbours of refuge" – what was built, why did they fail, and what has remained?
А еще мне недавно попалось в ЖЖ несколько постов про остров Гернси (которого в рассказе не будет)), ну и вот...



Нормандские острова - группа островов, состоящая из двух больших, Джерси и Гернси, нескольких мелких и множества островков и скал. Архипелаг находится у побережья Нормандии (Франция). А принадлежит Британии. Собственно, с этого соседства всё и началось.

Строительство гаваней на островах Олдерни и Джерси является эхом наполеоновских войн. Проектирование начато в ~1840-х, с непосредственным участием членов ICE. Хотя битва при Ватерлоо была проиграна французами в 1815, Наполеон умер в 1821, и официально причиной строительства называется оборудование убежищ для рыболовецких, торговых и почтовых судов, автор доклада утверждает, что английским адмиралтейством предполагалось использование новых гаваней в военных целях против Франции (атака или блокада порта Шербур). Подтверждением данного предположения является неудобство расположения (прямое воздействие штормов в бухте Брэй на Олдерни, 12-м приливы и заносимость в С.Кэтрин на Джерси), удаленность от существовавших торговых путей, неудобство подходов, деятельное участие военных при выборе места.
Отмечается невероятная поспешность: всего за три года были предложены, разрешены и начаты проекты С.Кэтрин и Олдерни. Как вариант объяснения приводится мнение, что горячие дискуссии о «гаванях убежищах» подпитывались в какой-то мере борьбой за положение и близостью большого объема денег.
Уже в 1858 один из исследователей вопроса написал: «... казалось, что правительство санкционировало работу ... без каких-либо представлений о стоимости таких работ или времени, которое было бы занято в их строительстве, или даже о том, в каком режиме они должны были быть выполнены». Современные исследователи (1983) указывают на невозможность выяснения обстоятельств проектирования и строительства в связи с «прополкой» документов по этим вопросам.
Во время проектирования (~1845-1847) не было методик расчета волновых воздействий, и поэтому проекты составлялись «по опыту». В связи с этим, несмотря на то, что оградительные сооружения обеих гаваней находятся в разных условиях, конструкции их запроектированы практически одинаковыми, и только по ходу строительства мол Олдерни пытались усовершенствовать.




Интересно отметить, что не только незнание волновых нагрузок мешало проекту, но ключевые технологии, которые способствовали бы строительству в конце века, еще не были разработаны: портландцемент был запатентован  в 1823 году, но не был доступен в коммерческих количествах до 1840-50; также строительство в Олдерни началось без использования водолазов. Все это частично появилось лишь в ходе строительства. Также отмечен факт, что гавани были запроектированы с учетом особенностей парусного флота, тогда как в течение следующих лет с развитием пароходства требования к морским портам были существенно изменены как с точки зрения габаритов, так и общей компоновки относительно преобладающих направлений ветров.
К слову о технологиях: про картинку ниже пишут, что "лошадь отделалась легким испугом"))


Мол в Олдерни (Адмиралтейский нынче называется) начал повреждаться еще во время строительства, и с тех пор постоянно требует ремонтных работ. Волны в районе острова бывают с высотой до 11м (13%), соответственно на сооружении бывают волны 8-8.5 м (13%). На проценты не обращайте внимания, всего лишь означает, что изредка в шторме могут возникнуть волны и побольше. Штормы в Олдерни обычно сохраняются в течение многих часов, поэтому мол подвергается воздействию всего диапазона возможных комбинаций высот волн и уровней воды (приливы-отливы и ветровой нагон), что обеспечивает наличие нагрузок от разрушающихся волн. Ну, если коротко, это режим самых больших динамических нагрузок, которых обычно стараются избегать. Но тогда и термина такого не было)
На картинке как раз видно, как инженеры пытались в бассейне смоделировать похожие на реальные фото брызги. Действительно, взаимодействие волн с вертикальной стенкой - один из самых впечатляющих кадров в природе, который можно сделать! Если есть хорошая оптика и место подальше))


Расходы на техническое обслуживание в течение многих лет до 1990 года оценивались в 500 тысяч фунтов в год. До 1990 года команда из 8 человек заполняла трещины и каждую неделю заменяла поврежденную кладку в надводной части, а команда из 6 инженеров-водолазов проводила ремонты постели (бермы). Интересно, было ли сходство с ремонтом постели из предыдущих Литературных чтений))

В 1989/90 сильные штормы воздействовали на мол в течение шести недель. На своем пике 25/26 января 1990 года шторм имел параметры 1 раз в 25 лет, с высотой волны Hs (13%)=10-10,5 м. В течение следующих шести дней буря медленно стихла, а затем снова поднялась до Hs> 7 м. 11 и 12 февраля штормовые условия снова превысили Hs = 9 м. Это непрерывное воздействие привело к значительным повреждениям мола. Стоимость ремонтных работ была оценена в 1990 году в размере 1,1 млн. фунтов.

Coode & Partners и HR Wallingford, где автор работает техдиректором, рассмотрели ряд возможных решений, о них автор писал в 1991. Это удивительный год, я тогда еще не знал слова "гидротехника")) К слову, в ходе этой же конференции, про которую рассказываю, был еще как раз доклад о работе над альтернативными подходами к защите этого волнолома: Ole Juul Jensen (COWI) Alderney Breakwater, a Developed Rehabilitation. Там авторы логично предложили сделать защитный откос из камня массой до 24т, а в головной части и до 30т.


При этом еще местные выдвинули им забавное условие, что нельзя менять внешний вид тыловой части надстройки мола (обращенной к городу), "потому что мы привыкли к такому виду".

А в другой гавани - С.Кэтрин неудача строительства была предсказуема, поскольку обусловлена отсутствием необходимых глубин, ошибкой в выборе места и потерей интереса руководством острова Джерси и Адмиралтейством. Сам мол за время существования получил очень мало урона, большинство повреждений ограничено головной частью (описано на конференции в 2009). Быстрое заиливание гавани ускорилось за счет строительства молов в неправильной последовательности: поток наносов захватывается северным молом St Catherine, вместо того чтобы отклонять его, удлинив южный мол Archirondel, который по факту был брошен практически в начале строительства и не достроен до проектной длины. Как-то вот так выглядит сравнение "хотели-получили":

На острове Джерси впоследствии был построен порт, но в южной части, в столице острова г. Сент-Хельер:


На островах сохранилось множество фортификационных сооружений для предыдущих и последующих войн.

Гавань на острове Олдерни после строительства дополнительных сооружений таки используется для стоянки рыболовецких и прогулочных судов. Ну, то есть, всё-таки изначальная легенда для строительства воплотилась в жизнь)


Следует отметить, что метод строительства «по опыту» не является чисто английским изобретением.
Примерно в те же годы в России таким же способом был построен форт «Рисбанк» («Павел I»). Проект, утвержденный в 1844г. практически не отличался от построенного ранее форта «Александр I» («Чумной»), но различие в геологическом строении (несущий слой грунта оказался глубже, чем низ забитых по аналогу 9 тысяч свай) привело к возникновению трещин еще во время строительства, в связи с чем пришлось уменьшать количество этажей форта. По книге «Кронштадтская крепость», А.А. Раздолгин, Ю.А. Скориков, 1988, я ее тоже недавно вспоминал. Ну а невезение форта Павел I потом продолжилось вплоть до практически полного его уничтожения, можно почитать при желании. Но это самостоятельно, у меня тут сегодня про строительство)


В общем, надо опять куда-нть съездить пива попить  набраться опыта.
Ну этта... За умение делать расчеты, за портланд-цемент, за водолазов, за пароходы! За строителей! И за Гидру гидро-строителей!!

UPD: К слову, о поездках. А кто-нть был недавно на Алтае? Большие ли там, скажем, комары? А что носят, когда по природе гуляют? люди в смысле, не комары)) Жить вроде есть где, не в палатке. На Дальнем Востоке в прошлом году в джинсах нормально было, но тут +27 обещают... Вот в шортах можно гулять или лошади загрызут? А то ехать надо, а я чето неготов. Там же моря нету, вот как-то и не изучал никогда вопрос)) А?


Tags: Будем!, Великобритания, Всё пропьем, Гидротехника, История с Географией, Клупкино путешествие, Ливерпуль, Оградительные сооружения, из ливерпульской гавани, литература, ремонт
Subscribe

  • Осенний скат

    Пока у всех вокруг осенний сплин, изучаю дары нашего моря. Такой вот красавец сегодня попался. Прочитал, что скат-хвостокол водится в тропических и…

  • За клуб!

    - Розовый вхла фламинго дитя за ката! старая версия Фан-клубу розовых контейнеров наилучшие пожелания. Джентльмены, мне тут…

  • Психанул

    - Веселые раздолбаи Gruppman Очень надо ехать!! Из ФБ "Marine Traffic Photos Worldwide": Баян, наверно, но поучительный: торопиться не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

  • Осенний скат

    Пока у всех вокруг осенний сплин, изучаю дары нашего моря. Такой вот красавец сегодня попался. Прочитал, что скат-хвостокол водится в тропических и…

  • За клуб!

    - Розовый вхла фламинго дитя за ката! старая версия Фан-клубу розовых контейнеров наилучшие пожелания. Джентльмены, мне тут…

  • Психанул

    - Веселые раздолбаи Gruppman Очень надо ехать!! Из ФБ "Marine Traffic Photos Worldwide": Баян, наверно, но поучительный: торопиться не…