arox_x (arox_x) wrote,
arox_x
arox_x

Categories:

Праздник, который всегда (тост II)



— Сибирь ведь тоже русская земля!
Страшная сказка

По утверждениям Минтранса, сегодня морское портовое хозяйство России – это 67 морских портов мощностью около 1003,6 млн. т в год с протяженностью причального фронта порядка 148 километров. Из них в 57 портах есть госимущество, управляемое Росморпортом. Это 559 причалов с длиной причальной линии около 78 км. Правда, когда было это «сегодня» не уточняется.
А еще есть 117 речных портов.
Любопытная особенность: часть портов, расположенных в реках, типа порта Ростова-на-Дону, Архангельска, Астрахани или Дудинки, все равно считаются морскими. Впрочем, это не признак какой-то дикости, варварства или особого пути, если вспомнить Ливерпуль, Лондон, Роттердам, Антверпен, Гамбург.
Сегодня – северные порты.
В принципе все они связаны простым, но красивым словом «Севморпуть».

Надеюсь, никто не обидится, что будут упомянуты не только порты СМП, расположенные в морях Ледовитого океана, но и несколько портов в Беринговом море Тихого океана.

Тост II
Арктический бассейн
Порты Западной Арктики
Часть 1 от Мурманска до Сабетты



Порт Мурманск
На май 2020 в порту 111 причалов, 2 пирса. Общая длина причального фронта 13 247 м.
В порту все время что-то ремонтируется, реконструируется и модернизируется: настоящее живое предприятие. Есть много планов и готовых проектов. Например, слово «Лавна» часто попадается в новостях, но непосредственно строительства новых причалов еще нет.
В январе 2015 года введен в эксплуатацию реконструированный пирс дальних линий, предназначенный для приема и обслуживания пассажирских судов, отстоя и обслуживания судов вспомогательного флота, а также реконструированное берегоукрепление пассажирского района морского порта Мурманск, предназначенное для защиты берега от размыва. Внес в список, потому как старый пирс остался внутри нового, плюс новый стал длиннее. Длина причала увеличилась с 147 до 206.6 м, ширина - с 13.96 до 19.6 м. Проектировщик – Морстройтехнология.

И вот так еще, чтоб и «Седов», и «Крузенштерн», и «Мир».

А до реконструкции было вот так:

Фото взял у soullaway. На фото - легендарная «Клавдия Еланская» 1977 года постройки Вики - Клавдия Еланская (судно).

В ноябре 2019 в границы порта Мурманск включены земельные участки для размещения объектов строящегося «Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений» (Новатэк), оно же в народе «Кольская верфь». Это не совсем морской транспорт, но «во-первых, это красиво». Во-вторых, кроме двух доков (длина 400, ширина 175 и высота стенок 20 метров) причальный фронт объекта протяженностью 1290 метров включает шесть причалов. Ну и, в-третьих, завод строится для изготовления плавучих железобетонных оснований для газоперерабатывающих заводов, которые под названием «Проект Арктик СПГ-2» предполагается установить примерно напротив Сабетты. С заводов будет идти отгрузка СПГ, то есть они же будут являться причалами. Ну а я тут как раз о причалах))
Проектировщик морской части – Ленморниипроект. На фото 2019 год, то есть с тех пор по идее все должно было стать еще наряднее.

В самом порту идет реконструкция грузовых районов, ведутся работы по причалу №2. И прошел экспертизу проект экологического комплекса в районе причала №20, но стройка еще не начиналась. Еще в совсем глобальных планах на Мурманск есть СПГ-терминал Новатэка (см ниже), а также программа «Столица Арктики», и в составе ее пяти «якорных предприятий», кроме Кольской верфи и угольного терминала в Лавне, называют проекты «Порт Лиинахамари» (контейнеры и туристы), «Морской терминал "Тулома" (минудобрения и апатитовый концентрат) и «Международный культурно-деловой центр» (с набережной и пирсом).

Временные рейдовые комплексы (обещал не учитывать)
В районе Мурманска функционируют ВРК на базе танкеров-накопителей «Умба» 2015 (взамен совсем устаревшей «Белокаменки») и «Кола» 2017.
«Умба» (фото на обложке) служит для перевалки Новопортовской нефти (Газпромнефть) с челночных танкеров ледового класса на обычные танкеры, везущие эту нефть на экспорт, а в «Колу» с той же целью нефть поступает с Варандейского терминала Лукойла.
Раскрепление обоих проектировал ГТ Морстрой.
В марте 2020 в границы морского порта Мурманск внесены изменения, связанные с включением в границы порта трех водных участков в районе губы Ура, на которых Новатэк планирует организовать морской перегрузочный комплекс СПГ с использованием плавучих хранилищ газа. Морской перегрузочный комплекс будет представлять собой три рейдовых причала. На двух рейдовых причалах планируется раскрепление плавучих хранилищ газа длиной 330 м и шириной 60 м. Каждое ПХГ будет закреплено системой из 32 призматических якорей весом 200 тонн, закреплённых на дне. К ПХГ смогут швартоваться газовозы типа «Ямалмакс» длиной 300 м, шириной 50 м и осадкой в грузу 13 м.

Порт Кандалакша
По данным на 2015 в порту 5 причалов длиной 585 м.
В порту есть, что реконструировать и немного поразвивать, но пока идеи и проекты только на бумаге.

Порт Архангельск
В 2018 в порту числилось 75 причалов общей длиной 8 890 м.
Есть планы реконструкции причалов. Также есть планы на относящиеся к Архангельскому филиалу Росморпорта окрестности. Например, планируется возведение горно-обогатительного комбината с морским терминалом на Новой земле. Но пока на бумаге. Зато к Архангельскому филиалу относится порт Сабетта. И вот там много чего уже физически добавилось, включая сам порт. А непосредственно в районе Архангельска планируется строительство глубоководного района «Северный», примерно в 50 км севернее действующего порта, как часть проекта «БелКомУр». Предусматривается создание четырёх самостоятельных перегрузочных комплексов, способных обеспечить прием судов дедвейтом до 75 тыс. тонн с общим грузооборотом порядка 28 млн. тонн/год, в том числе: специализированный комплекс по перегрузке контейнерных грузов с грузооборотом 17,5 млн тонн; специализированный комплекс по перегрузке нефтеналивных грузов с грузооборотом 2,5 млн тонн в год; специализированный комплекс по перегрузке угля с грузооборотом 5,5 млн тонн в год; универсальный комплекс по перегрузке генеральных грузов в объеме 1,5 млн тонн в год; лесных грузов в объеме 0,5 млн тонн в год; минеральных удобрений в объеме 0,5 млн тонн в год. Новый грузовой район включит в себя 17 грузовых причалов, в том числе: 2 причала для перегрузки угля; 2 нефтеналивных причала; 8 причалов для перегрузки контейнеров; 5 универсальных причалов. Проектировщик, разработчик декларации – Ленморниипроект.

Порт Витино
В 2009 числилось 4 причала длиной 512 м.
Порт специализированный, наливной. Причал № 1 предназначен для судов портофлота, причалы № 2 и № 3 обслуживает суда смешанного плавания «река-море», причал № 4 — рейдовый, состоящий из 7 швартовых бочек, плавперехода с трубопроводами и якорных систем. Предназначен для морских танкеров водоизмещением до 70.000т.  После ввода терминала Новатэка в Усть-Луге объем перевалки в Витино начал сокращаться, пока не пришёл в упадок в 2014. В 2019 появились планы реконструкции, но пока на бумаге.

Порт Онега
В 2010 числилось 7 причалов длиной 880 м.
В Обязательных постановлениях по порту 2014 года уже значится 5 причалов, из них 3 – для перевалки лесных грузов на экспорт. Но в том же 2010 в состав порта были включены морские терминалы Беломорск (3 причала) и Соловки (2 причала). Итого в общей сложности на 2014 год - 1 013 м причального фронта. Планов развития не нашел.

Порт Мезень
В 2014 – 3 причала длиной 215 м.
Основу перевозок в порту составляет северный завоз. Порт рейдовый, разгрузка осуществляется баржами. А береговые причалы из-за приливов-отливов – обсушные.

Порт Нарьян-Мар
На 2015 – 4 причала общей длиной 385 м и 2 причала морского терминала Амдерма длиной 346 м. Итого 731 м причального фронта.
Деревянные причалы 1-3 затапливаются в весенний паводок, и в основном в порту эксплуатируется причал №4. Порт был включен в ФЦП развития 2010-2012, но проект «Реконструкция морского порта Нарьян-Мар на территории Ненецкого автономного округа» разработан только в 2016 и утвержден в апреле 2020. Планируется реконструкция и удлинение на 35 м причала №4 и строительство 135-метрового причала №5 (на месте старого, разрушенного). Но это пока на бумаге. Проектировщик – Балтморпроект.
ЕСИМО пишет, что в Амдерме 6 причалов, но судя по описаниям и фотографиям, больше верится в 2, хотя уже и про них есть сомнения.

МЛСП Приразломная (Газпромнефть)
Платформа находится в 55 км к северу от п. Варандей и в 320 км к северо-востоку от Нарьян-Мара. Была принята в эксплуатацию от генерального подрядчика по строительству - ПО «Севмаш» - в 2013. 10 июля 2013 года было начато бурение первой скважины, 6 октября бурение было завершено. 20 декабря 2013 года была начата добыча нефти. Первая партия арктической нефти сорта ARCO (Arctic oil) была отгружена в апреле 2014 года. Для круглогодичной эксплуатации платформы в условиях повышенных ледовых нагрузок в Норвегии было построено два многофункциональных ледокольных судна (МФЛС) — «Владислав Стрижов» и «Юрий Топчев». Суда предназначены для круглогодичного обслуживания платформы и удержания челночных танкеров во время грузовых операций. Челночные танкеры проекта Р-70046 «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» дедвейтом 70 тыс. тонн, построенные в 2009 году, предназначаются для круглогодичного вывоза нефти с месторождения. Длина танкера 260 м, пусть это и будет характеристикой причала.
Интересен статус платформы.Она в соответствии с ФЗ «О континентальном шельфе РФ» является искусственным сооружением или установкой на континентальном шельфе РФ. По решению Федерального Арбитражного суда Московского округа в 2009 «Приразломная» является стационарным (гидротехническим) сооружением, а не судном, но по решению Арбитражного суда Республики Карелия в 2012  — судном. Поэтому в 2012 платформа была зарегистрирована в государственном судовом реестре РФ в морском порту Нарьян-Мара. Но я все равно ее учту как ГТС.
Зимой и летом одним цветом? Она!




Порт Варандей
В 2010 значится 2 причала длиной 200 м.
200 м - имеется в виду причальная набережная. А еще к порту относится Стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал (СМЛОП) – Варандейский терминал Лукойл. Длина причала (видимо, речь про зону безопасности, по крайним точкам швартовки от терминала до буксира) указана 385 м. Но он построен в 2008, поэтому без подробностей, просто картинка.


Порт Сабетта
Прекрасное распоряжение Росморречфлота 2014 года № КС-286-р внесло Сабетту в реестр морских портов России, но затруднилось указать характеристики и количество причалов этого порта, поскольку они еще не были все достроены.
На март 2017 в порту 8 причалов общей длиной 2 007 м, в том числе два технологических (в смысле основных отгрузочных СПГ) причала по 375 м каждый.
Порт построен в рамках проекта «Ямал-СПГ» (Новатэк). Торжественная закладка порта состоялась 20 июля 2012 года. Сначала были построены объекты подготовительного периода, в том числе четыре причала для приема строительных грузов (796 м) и канал к ним. Также построен двусторонний пирс длиной 230 м (причалы 5, 6) для выгрузки крупнотоннажного оборудования и два основных грузовых причала палового типа, длиной по 375 м по осям крайних палов. Кроме причалов построены вспомогательные сооружения – более километра берегоукреплений и два ледозащитных сооружения. Морской канал – тоже очень важная часть этого предприятия, построенного в условиях мелководной Обской губы. Для обеспечения проектных габаритов канала и акватории было вынуто около 70 млн м3 грунта. Генпроектировщик морской части порта и автор технологических причалов – Ленморниипроект, разработчик причалов подготовительного периода – ГТ Морстрой.


Вспомогательные причалы тоже по-своему прекрасны. За фото спасибо еще одному участнику портового строительства, занимающемуся обследованиями, мониторингом и паспортизацией сооружений - фирме Фертоинг.


Кроме собственно завода и портовых объектов, для проекта с 2016 по 2019 построено 15 танкеров-газовозов, получивших по своим типоразмерам новое название YAMALMAX и имеющих ледовый класс по РМРС - Arc7. Первый из них – «Кристоф де Маржери» - отмечал в 2017 именины в порту Бронка (Большой порт С-Петербург).
А в Сабетту в 2017 его сопровождал атомный ледокол «50 лет Победы»
И фото я прямо из первоисточника «Первый, исторический приход газовоза "Кристоф де Маржери" в Сабетту» и стырил:


Но на этом история не заканчивается. В начале этого месяца Главгосэкспертиза одобрила проект расширения подходного канала к Сабетте с целью увеличения его пропускной способности, а также для возможности буксировки плавучих «оснований гравитационного типа» для проекта «Арктик СПГ-2». По завершению второго этапа дноуглубления ширина канала предполагается 573 м.

Впереди нас ждет часть 2 - путь от Сабетты до Хатанги (спасибо ограничениям ЖЖ), а потом вся Восточная Арктика и сложные подсчеты метров и километров, ну а пока-
За королей моряков Севера!





Продолжение следует…
… а я пошел предыдущий текст исправлять: порт Приморск случайно забыл))
Tags: Гидротехника, История с Географией, всё пропьем, жзл, причалы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments